РАКСАНА БАШИРОВА,
16 лет, Пресс-центр газеты «Калейдоскоп»
На протяжении жизни от детского сада до творческой деятельности человек находится в коллективе, который часто делится на несколько групп. Почему происходит так? А все потому, что сталкиваются лбами несколько лидеров, не желающие подчиняться кому-либо. Каков же выход из данной ситуации?
В детском саду ребята дружат с тем, у кого интересная игрушка. Если сегодня у Игоря крутая машинка, то половина группы мальчишек будет с ним играть, говорить, что он лучший друг. Ну а самые гордые возьмут старенькие, сломанные игрушки. Иногда крепкие дружеские отношения могут сложиться с первой встречи в садике. Детским коллективом управлять легче. Даже если несколько мальчиков подрались или обзывают друг друга, воспитателю их проще проучить и объяснить, что так делать нельзя. Объединить всех воспитанников можно с помощью развлекательных игр, интересных сказок и творческой деятельности.
Перейдя школьный порог, ценности у детей меняются. На первом месте находится учеба. Бытует мнение среди школьников: кто дружит с отличником, тот относится к более продвинутой компании. У кого пятерки и четверки в дневнике, тот является явным лидером в классе. Все его слушаются, подражают ему и даже, порой, потакают. Конечно, есть закадычные друзья в классе, по месту проживания, но явного разделения коллектива не существует. Общие дела их объединяют. Чаще они находят в одноклассниках больше положительных качеств, чем отрицательных.
В старших классах изменяются приоритеты, и ребята делятся уже на группы по взглядам, принципам, мнениям. В этом возрасте можно легко обидеть, унизить одноклассника, сказав ему грубые слова при посторонних людях. А тяжелее всего приходится учителям. Ведь их главная задача - это подружить детей. При подготовке мероприятия нужно распределить задания и обязанности всем, чтобы не было претензий ни у кого. Порой это не срабатывает. Дети начинают перепираться, сваливать все друг на друга. Шум, крик.… А дело не сделано: к мероприятию не готовы. В этой ситуации учитель должен проявить себя как опытный психолог. Так и хочется сказать детям: «Давайте жить дружно!» Действительно, нужно уметь идти на компромисс, уступать в чем-то друг другу и уважать мнение других. Возможно, тогда в классе наступит тишина.
Опыт общения в детском саду, школе, университете необходим каждому ребенку. Когда-то он вступит во взрослую и самостоятельную жизнь. Придется «вливаться» в коллектив, хочет того или нет. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», - так гласит пословица. В любом коллективе есть свои ценности и правила поведения. Поэтому нужно сдерживать себя в какой-то момент или, наоборот, где-то сказать нужное слово. Стоит помнить всегда: «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь». Навыки общения, приобретенные в детстве, пригодятся во взрослой жизни.