Наташа Рябова,
14 лет, Ситцевская школа
В Ситцевской школе много талантливых педагогов. Наталья Михайловна Макарова - учитель, вкладывающий в свою работу всю душу. Ее жизнь полна интересных случаев, походов, научных открытий.
Наталья Михайловна, расскажите о трудовой деятельности?
В родной школе учу детей физике, химии и биологии. Мои учителя стали коллегами. Они передали свой опыт, что имеет большое значение.
Умение Валентины Федоровны Николаевой работать с детьми, находить общий язык со всеми – бесценный дар для меня. Анфиса Захаровна Нуреева – пример преданности своей профессии. А Галина Николаевна Усталкова - талантливый наставник. Именно она привила мне любовь к астрономии и физике и бережно учила учить, давая советы и помогая понять специфику предмета.
Вы, наверное, очень любите свою работу.
Ни разу не пожалела, что стала учителем. В молодости была категоричной, и моим ученикам пришлось нелегко. Я редко шла на компромисс: «да» или «нет», а третьего не дано.
С возрастом стала мудрее. Ведь жизнь многолика. Кроме третьего, есть еще и четвертое, и пятое. Но есть вещи, когда не могу переступить через себя: не прощаю предательства. Я и сейчас очень требовательная. Да! Без этого невозможен творческий процесс. Но прежде, чем требовать с других, надо быть требовательным к себе. Наша задача – научить учеников быть ответственными, деятельными. А это невозможно без требовательности.
А когда Ваши ученики вместе с Вами стали заниматься научной работой?
Исследовательской деятельностью посоветовала заняться коллега и подруга Людмила Викуловна Вятченникова. Как-то увидела отчет о походе наших учеников по Кальяну. На обложке - фотография с дубком. И закрутилось… Мои ученики написали научную работу про дубраву, которая находится недалеко от села. Диана Шамсутдинова и Дарья Никитина стали первыми воспитанниками, дерзнувшими пойти по этому тернистому, но интересному пути. Первым всегда трудно. Чем больше мы знакомились с объектом, тем больше возникало вопросов. Появился интерес и научный азарт.
По каждой работе огромный объем информации и экспедиционных находок. Всегда хочется найти то, чего никто еще не находил, сделать это первыми. Четыре года изучали дубраву, прежде чем выдвинули новую гипотезу особой сукцессии на Южном Урале, дополнив знаменитую теорию Клементса о возрождении еловых и сосновых лесов после их вырубки. Это был коллективный труд. Нам помог Андрей Иванович Никитин, лесничий Гривенского лесничества, Ирина Юрьевна Звонарева, географ нашей школы.
В 2009 году заняли I место на Зональном конкурсе «Интеллектуалы ХХI века» и III место на Федеральном уровне. Все эти годы мои ученики были первыми на Зональных конкурсах. А сегодня уже представляем работы на Всероссийском уровне.
Да, есть чем гордиться. Увлекаетесь наукой с детства?
Нет, в школьном возрасте не увлекалась научными работами. А вот в институте мне это показалось очень интересным. И на первом курсе изучала водоросли озера Чебаркуль.
Наталья Михайловна, Вы еще и в походы ходите!
Да, очень люблю путешествовать. Эта любовь с института. Покорила все высокие точки хребта Кальян. Горы Уреньга, Тураташ, Таганай, Нургуш знаю не понаслышке. В каждом таком походе любовь к приключениям все растет и растет.
Урал - удивительный край, который преподносит нам сюрпризы на каждом шагу. Мы должны любить и изучать свою малую Родину. Другой такой нет. Журчание речушки, запах соснового бора и ранняя песня соловья под окном в саду – все это окрыляет и радует. Милее моей деревеньки нет ничего. Энергетика, исходящая от родной земли, дает силы жить, творить и приносить радость людям.
Вот такой замечательный учитель работает в нашей школе. Мне кажется, пока есть увлеченные педагоги, будут талантливы, любознательны и, самое главное, счастливы дети.
Наталья Михайловна, здоровья Вам и новых научных открытий!